«Удивительный мир чтения»
Выпуск №2
Группа №5 «Теремок»
20марта2012г.
1. Рубрика «Что было в нашей группе»
2. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
3. Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге
4. Значение художественной литературы в воспитании детей
5. Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге
6. Беседа - опрос детей по теме. Анкета для родителей
В нашей группе проводился ряд мероприятий:
- новогодний утренник « В гости к елочке», дети охотно пели, танцевали, играли в игры с Зимушкой Зимой, водили хороводы, читали Деду Морозу стихотворения. Все ребята пришли в карнавальных костюмах, они были довольными, радостными, задорными, веселыми.
- после новогоднего утренника, 11 января, дети попрощались с новогодней елочкой, пели песни, водили хоровод, играли в игры.
- ребята побывали в кукольном и музыкальном театрах: «Рок-теремок», «По-щучьему веленью», «Что за прелесть эти сказки» и др.
- была подготовка к 23 февраля, День защитника Отечества, дети читали стихотворения, исполняли песни, посвященные нашей армии, папам, изготавливали поделки – подарки.
- ребята принимали участие в концерте, посвященный 8 марта, на котором присутствовали родители, дошкольники пели песни «Золотые лучики», «Помощники», танцевали парный танец «Калинка», а также читали стихотворения мамам.
- в нашей группе проводились тематические дни:
1. День здоровья
2. День спасибо
3. День добра
4. Прощание с елкой
5. День защитника Отечества
6. Международный женский день
7. День именинника
8. День театра и поэзии.
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Значение художественной литературы
в воспитании детей
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творчески способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Воспитание у дошкольников
интереса и любви к книге
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Вся работа проходит через несколько этапов.
1 этап. Диагностический.
• Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
• Анализ уровня представлений детей (диагностика, опрос).
• Анализ работы с родителями (анкетирование, анализ планирования).
2 этап. Методическая работа.
С целью изучения темы и обмена педагогическим опытом проводятся педсоветы: «Приобщение детей к художественной литературе», «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге», «Сказка как средство развития ребенка», «Книжный уголок в группе», неделя творчества – занятия по художественной литературе.
3 этап. Практическая деятельность.
В ходе этого этапа проводятся различные мероприятия с детьми и родителями.
Хочется предложить вниманию некоторые формы работы с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.
• Мини-сочинения родителей «Книга в жизни моего ребенка».
Цель данного мероприятия – популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания. Родители в свободной форме высказывают свое мнение о роли книги в развитии ребенка, какие литературные предпочтения у детей существуют, как организуют детское чтение в семье. Анализ сочинений покажет, что их авторы – это родители, заинтересованные в воспитании и развитии своих детей. Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки. Именно такой опыт семейного воспитания может и должен являться примером для других родителей.
• Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем»
Участники читательского клуба – дети и родители групп дошкольного возраста.
Цель работы: воспитание интереса и любви к книге.
• Творческие конкурсы
- конкурс самодельной книги «Сделаем книгу сами, своими руками».
- конкурс – фантазия «Страничка из книжки»;
- конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой».
Беседа - опрос детей по теме
«Ознакомление с художественной литературой»
1. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?
2. Есть ли у тебя дома книги? Кто тебе их читает ?
3. Какие книги ты любишь?
4. Есть ли у тебя любимая книга?
5. Кто твой любимый герой?
6. Какие сказки вы знаете?
7. Знаете ли вы писателей? Назовите их.
8. Ты хотел бы научиться читать?
Анкета для родителей
по теме «Ребенок и книга»
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:
- ежедневно
- несколько раз в неделю
- редко, когда есть время
2. Вы читаете детям книги:
- по просьбе ребенка
- по своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг
(приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)
5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
- сказки
- стихи
- литературу о природе
- энциклопедии, книги познавательного содержания
- нет определённых предпочтений
6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в
детском саду?
7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения ? Если
да, то какие последние произведения вы прочитали?
9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:
- периодическую литературу (журналы, газеты)
- познавательную литературу
- художественную литературу
• относитесь к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;
• создавайте условия для слушания, не отвлекайте ребенка;
• читайте выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.