3. Основные характеристики организации воспитательно-образовательного процесса
3.1. Воспитание и обучение в Учреждении ведется на русском языке.
3.2. Содержание образовательного процесса в Учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
3.3. Организация воспитательно-образовательного процесса в Учреждении регламентируется образовательными программами, разработанными в соответствии с государственными образовательными стандартами, сеткой, занятий, годовыми и календарными графиками планирования.
3.4. На основе реализуемых образовательных программ в Учреждении обеспечивается:
1) преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
2) развитие воспитанников: подготовка к обучению грамоте, овладение навыками счета;
3) развитие познавательных и речевых способностей;
4) формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
5) формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
3.5. Порядок комплектования Учреждения определяется Учредителем.
3.6. В Учреждение принимаются дети в возрасте от двух месяцев до 7 лет включительно. Прием детей в Учреждение осуществляется на основании:
- заявления родителей (законных представителей);
- путевки, выданной комиссией департамента образования Администрации города Омска по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска;
- медицинского заключения и (или) заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
- копии свидетельства о рождении ребенка;
- паспорта одного из родителей (законных представителей).
3.7. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности Учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
3.8. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).
3.9. Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
3.10. Количество и виды групп по времени пребывания в Учреждении определяется Учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.
3.11. Режим работы Учреждения устанавливается Учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования Учреждения, и является следующим:
- в режиме 5-дневной рабочей недели;
- группы сокращенного и полного дня: 10 часов и 12 часов.
3.12. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:
1) от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
2) от 1 года до 3 лет - 15 детей;
3) от 3 лет до 7 лет - 20 детей.
3.13. В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
1) двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
2) любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
3) любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.
3.14.В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет -12 детей;
3.15. Наполняемость групп в Учреждении определяется действующим законодательством, с учетом санитарных правил и норм, а также условий организации образовательного процесса.
3.16. Основное комплектование Учреждений осуществляется с 1 марта по 20 августа каждого календарного года комиссиями департамента образования Администрации города Омска по комплектованию Учреждений (далее - Комиссии). В период времени, не вошедший в основное комплектование Учреждения, возможно его доукомплектование при наличии свободных мест.
3.17. При приеме в Учреждение не допускается тестирования детей.
3.18. Право на внеочередное и первоочередное определение детей в Учреждение имеют льготные категории граждан, определенные действующим законодательством и указанные в приказе департамента образования Администрации города Омска.
3.19. Право на первоочередное определение в Учреждение имеют дети работающих одиноких родителей, дети педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, а также дети медицинских работников и обслуживающего персонала муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке, при условии (для матери), если сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении ребенка внесены на основании заявления матери либо такие сведения отсутствуют.
3.20. Перевод ребенка из одного Учреждения в другое осуществляется при предоставлении в Комиссию копии путевки и письменного заявления родителей (законных представителей)
с указанием причин перевода. По результатам рассмотрения представленных документов Комиссия в течение 30 дней выносит решение, которое оформляется протоколом.
Возможен временный перевод воспитанника в другое дошкольное учреждение на время ремонта Учреждения и в других случаях.
Перевод ребенка из одного Учреждения в другое оформляется приказами заведующих Учреждений.
3.21. По состоянию на 1 сентября каждого календарного года руководитель Учреждения издает соответствующий приказ о зачислении вновь принятых детей и утверждает списки детей по группам.
3.22. При приеме ребенка в Учреждение заключается договор между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка, подписание которого является обязательным для обеих сторон.
3.23. Порядок посещения ребенком Учреждения по индивидуальному графику определяется в договоре между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка.
3.24. За ребенком сохраняется место в Учреждении в следующих случаях:
1) на время болезни ребенка, санаторно-курортного лечения, карантина;
2) на время отпуска и временного отсутствия родителей по уважительным причинам (болезнь, командировка, прочее);
3) на летний период, сроком до 75 дней, вне зависимости от продолжительности отпуска родителей (законных представителей);
4) в иных случаях, предусмотренных договором между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка.
3.25. Отчисление ребенка из Учреждения осуществляется:
1) по заявлению родителей (законных представителей) ребенка;
2) на основании медицинского заключения, препятствующего воспитанию и обучению воспитанника в Учреждении данного вида;
3) по основаниям, предусмотренными договором между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка;
4) и иных случаях, не противоречащих законодательством.
Отчисление воспитанника из учреждения оформляется приказом заведующего Учреждением.
3.26. В Учреждении осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, их закаливание, физическое развитие, интеллектуальное и личностное развитие, становление общечеловеческих ценностей, развитие воображения и творческих способностей ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, создание благоприятных условий для успешного протекания процесса социализации личности ребенка.
3.27. Оценка освоения программ дошкольного воспитания и образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
3.28. Режим занятий воспитанников регулируется основной (комплексной) программой воспитания и обучения.
3.29. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение,
развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.
3.30. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.
3.31. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
3.32. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
3.33. Непосредственно образовательная деятельность Физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
3.34. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаше трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
3.35. С детьми второго и третьего года жизни непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию осуществляют по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни ее проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.
3.36. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе.
Продолжительность и последовательность занятий определяется сеткой занятий, составленной администрацией Учреждения на основании программ, норм санитарно-гигиенического режима и утверждается заведующим Учреждением.
3.37. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.
3.38. Медицинское обслуживание.
Медицинское обслуживание в Учреждении осуществляется штатным медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников учреждения.
Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала оказываются бесплатно.
Дополнительные медицинские услуги оказываются с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
Педагогические работники Учреждения проходят периодическое бесплатное медицинское обследование.
Медицинская деятельность по оказанию медицинских услуг осуществляется только при наличии соответствующей лицензии.
3.39. Организация питания в Учреждении.
Учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребываний в Учреждении.
Питание организуется в специально оборудованном для этих целей помещении.
Организация питания осуществляется заведующим в пределах выделенных на эти цели средств. Продукты питания приобретаются в торгующих организациях при наличии у них лицензий на право торговли и сертификата качества продукции.
Контроль за качеством, (разнообразием, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи), за санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинский персонал и заведующего Учреждением.