Я, Тюшникова Вера Васильевна заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад № 314»
Представляю программу Развития по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии нравственных качеств у дошкольников»
Проблемно- ориентированный анализ позволил выявить проблему:
Преобладает низкий уровень развития нравственных качеств у дошкольников.
Это обусловлено следующими причинами:
- недостаточно высокий уровень квалификации педагогов в вопросах нравственного воспитания;
- неэффективное взаимодействие детского сада с семьей;
- только 40% родителей выделяют нравственное развитие в качестве приоритетного.
На основании этого было определено приоритетное направление: Развитие нравственных качеств у дошкольников.
ЦЕЛЬ: создать комплексную систему взаимодействия ДОУ с семьей, направленную на развитие нравственных качеств у дошкольников.
Для достижения данной цели были сформулированы задачи личностного и управленческого характера:
Личностные задачи
1.Сформирование представлений о нравственных качествах: доброта, отзывчивость, сострадание.
2.Сформировать навыки проявления нравственных качеств.
3.Сформирование умений оценивать свои поступки и поступки
окружающих в соответствии со сформированными нравственными
качествами.
Управленческие задачи
1.Углубление и систематизация знаний педагогов по взаимодействию детского сада и семьи по вопросам развития нравственных качеств – доброта, отзывчивость, сострадание, коллективизм, волевые качества, самооценка.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по развитию нравственных качеств.
3. Создание научно-методического обеспечения по взаимодействию ДОУ и семьи по развитию нравственных качеств у детей.
Только систематическая совместная работа семьи и детского сада по развитию у детей нравственных качеств может привести к формированию у них таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью. Необходимо сформировать у дошкольников желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (сострадать, сопереживать, сочувствовать); стремиться добру, терпению в различных жизненных ситуациях; развивать чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях. По высказываниям ученых педагогов Сухомлинского, Каменского предпосылки для развития нравственных качеств у детей возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими взрослыми. Мощным побудителем проявления нравственных качеств является детский коллектив, а также организованные взрослыми различные виды совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Большое влияние на воспитание нравственных качеств оказывает искусство – литература, живопись, музыка, вследствие чего дети приобретают собственный нравственный опыт в общении с другими людьми и вырабатывается определенное отношение к самому себе.
На основе изучения психолого-педагогической литературы мы составили модель обновленного образовательного процесса с детьми, родителями, педагогами. (См Приложение 1)
Реализацию своей программы Развития мы наметили в 3 этапа:
1 этап
Подготовительный (2010-2011 учебный год)
Предполагаемый результат:
- изучен микроклимат в семье;
- созданы творческие группы по разработке перспективного плана;
- созданы условия для профессионального роста сотрудников ДОУ;
- побрана и обеспечены программно-методической литературой;
- создана система по развитию нравственных качеств;
2 этап
Этап реализации программы (2011-2013 учебный год)
Предполагаемый результат:
- апробированы система взаимодействия и перспективные планы;
- проведена диагностика развития детей.
3 этап
Этап оценки результата (2013-2014 учебный год)
Предполагаемый результат: документация, обработка полученных результатов, анализ.
Мы сформировали критерии эффективности программы Развития
КРИТЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Задачи
1.Сформирование представлений о нравственных качествах: доброта, отзывчивость, сострадание.
2.Сформировать навыки проявления нравственных качеств.
3.Сформирование умений оценивать свои поступки и поступки окружающих в соответствии со сформированными нравственными качествами.
Критерии
Критерии Сформированности нравственных качеств у детей
Показатели
1.Сформированность представлений нравственных качеств (доброта, отзывчивость, сострадание)
2.Сформированность умений проявления нравственных качеств;
3.Сформированность умения оценивать свои поступки и поступки окружающих в соответствии с сформированными нравственными качествами
Методы изучения
Беседы
Интервью
Задачи
Психолого-педагогическое просвещение родителей по развитию нравственных качеств.
Критерии
Критерии взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития нравственных качеств у дошкольников
Показатели
1.Увеличение процентов родителей принимающих активное, систематическое участие в деятельности дошкольного учреждения;
2. Сформированность представлений у родителей по развитию нравственных качеств
Методы изучения
Анкетирование
Беседы
Тестирование
Задачи
1.Углубление и систематизация знаний педагогов по взаимодействию детского сада и семьи по вопросам развития нравственных качеств –
доброта, отзывчивость, сострадание, коллективизм, волевые качества, самооценка.
2.Создание научно-методического обеспечения по взаимодействию ДОУ и семьи по развитию нравственных качеств у детей.
Критерии
Критерии развития профессиональной компетенции
Показатели
1. Углубление и систематизация знаний у педагогов по развитию нравственных качеств и взаимодействию с родителями.
2. Повышение мотивации педагогов на представление опыта работы.
Методы изучения
Тестирование
Анкетирование
мониторинг
Приложение 1
Структура обновленного образовательного педагогического процесса
ПЕДАГОГИ:
- Тренинги общения;
- Проблемные семинары;
- Деловая игра «Алло справочное педагогическое бюро» (по проблеме семейного воспитания);
- Консультации;
- Творческая группа для изучения семьи и разработки перспективного плана;
- Конкурс газет по развитию нравственных качеств у детей;
ДЕТИ:
- Занятия с элементами тренинга обследования (Азбука общения);
- Совместный труд с родителями (Трудовой десант);
- Традиции группы (изготовление подарков для именинников и отсутствующих детей по болезни);
- Тематические дни (день смеха, день матери, день бабушки, день семьи);
- День добрых дел;
- День именинника;
- Чтение художественной литературы на нравственную тематику;
- Этические беседы;
- Сюжетно-ролевые игры с решением педагогических ситуаций на нравственную тематику;
- Совместные праздники;
- Журнал и газеты для родителей «Знаешь ли ты свою родословную?», «Интересные ситуации в детском саду и дома», «Азбука общения», «Люблю наш театр»;
- Кружки (Этика, театр «Сказка»)
РОДИТЕЛИ:
- Портфолио дошкольника «Моя семья»
- Телефон доверия;
- Разработка социально-демографического паспорта семьи (тест, анкетирование);
- Семинар –практикумы «Мотивационная готовность детей к обучению в школе»;
- Круглый стол «Нравственное развитие дошкольника»;
- День открытых дверей;
- Совместные праздники;
- День добрых дел (семейная страничка «Вы спрашиваете, – мы отвечаем»);
- Газета «Наша дружная семья»;
- Альбом – эстафета «Праздник в семье»;
- Семейные встречи;
- Творческая гостиная «Наши традиции»;
- Родительский клуб «Молодая семья»
Р.S. Желающие познакомиться с оригиналом Программы Развития, направляйте свои обращения на электронный адрес: bdou314@mail.ru